НА ГЛАВНУЮ ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБНОВЛЕНИЯ АВТОРЫ

Иванов П.В.


Распространение митраизма как проявление маскулинных тенденций в религиозной жизни поздней Римской империи

Вестник Тамбовского государственного университета. Сер. Гуманит. науки. Вып. 4. Тамбов, 2004.С. 64 - 66


Сведения о степенях культовой инициации митраизма, содержащиеся в нарративных источниках, противоречивы и малонадежны. Только благодаря наличию эпиграфических и иконографических источников мы располагаем описанием всех семи митраистических степеней посвящения, их символов и планет, покровительствующих каждому мисту, в зависимости от его положения на иерархической лестнице. Уникальные надписи из римского митреума «Санта Приска» и остийского митреума «Фелициссим» дают нам возможность представить полную иерархию степеней посвящения последователей восточного культа: I) Pater (Отец), 2) Heliodromus (Гонец Солнца), 3) Perses (Перс), 4) Leo (Лев), 5) Miles (Воин), 6) Nymphus (Жених), 7) Corax (Ворон); высший иерарх культа Митры носил титул Pater Patrum (Отец Отцов) [CIMRM – 480; CIMRM – 299]. Семь степеней посвящения носят, безусловно, мужской характер. Среди италийских надписей, помимо традиционных степеней посвящения, фигурируют сацердоты (sacerdotes), антисты (antistes) и иероцериксы (hieroceryx) бога Митры. Среди митраистских надписей упоминаются дедиканты, называющие себя «religiosissimo» («набожные», «благочестивые») [CIMRM – 521, 579]. Е.М. Штаерман считала термин «religiosimo» атрибутом принадлежности к религиозной коллегии [18].

В девятнадцати из упоминаемых надписей зафиксировано одновременное употребление и степеней посвящения, и терминов «сацердот» и «антист» применительно к одним и тем же людям. Например, Л. Валерий Мегист был и Отцом, и сацердотом в культе Митры, Руфий Цейоний Сабин  антист и Священный Отец бога Митры, Г. Валерий Геракл в одной из надписей фигурирует как Отец и сацердот Митры, а в другой  как Отец и антист Митры [CIMRM – 622, 522, 313, 315]. Некто М. Церелий Иероним из Остии был одновременно в культе Митры и Отцом, и сацердотом, и антистом [CIMRM – 282]. Сацердоты широко известны в других культах: Великой Матери, Исиды, Либера [CIMRM – 513]. Вероятнее всего «сацердот» – собирательный термин, употребляемый для обозначения лиц, принимающих участие в организационно-распорядительной деятельности культа. Безусловно, выполнять подобные функции мог человек, посвященный в ту или иную степень таинства. Митраизм, лишенный открытых и массовых обрядов (если не считать проводимых совместно с поклонниками Кибелы тавроболий), не мог допустить к организации любых культовых действий непосвященного человека. Следовательно, и в тех случаях, когда в надписях не упоминается вместе с термином «сацердот» степень посвящения, это вовсе не означает, что данный человек не был мистом. Термин «антист» интерпретируется Е.М. Штаерман как «прорицатели», «то ли служившие при святилищах, то ли считавшие, что тот или иной бог сообщает им способность ясновидения...» [18, с. 227]. Отметим, что Франц Кюмон определял антистов как «верховных жрецов» [16, p.165]. «Hierophantes», – «священные герольды» известны из практики Элевсинских мистерий [19].

Наряду с различными категориями жречества эпиграфические памятники упоминают «товарищества» (sodalicia) почитателей Митры [CIMRM – 513]. Тридцать четыре таких почитателя, возглавляемые патроном С. Проперцием Профутуром, запечатлели свое членство в общине на мраморной плите, известной нам из митреума в умбрийском Сентине [CIMRM – 688]. Примечательно, что коллегию возглавлял человек, не отмеченный в надписи высшей иерархической степенью. В то же время высшим иерархом общины митраистов Сентина был отпущенник города – Сентиний Януарий, фигурирующий в списке как «Отец львов». Этот факт весьма показательная иллюстрация того, что высшая иерархическая степень в митраизме была доступна представителям не только высших слоев общества.

Митраистические общины, обладая собственностью, обретали определенные юридические права, нуждаясь в защите своих имущественных интересов и распоряжении делами. Для этой цели из среды верующих избирались должностные лица, возглавляемые магистром (magister), попечители финансов (curatores), адвокаты (defensores). Франц Кюмон считал, что должностных лиц коллегии ни в коем случае не следует смешивать с иерархией посвящения [16, p. 168].

Очевидно то, что митраистические общины не были аморфными сообществами мечтателей-эзотериков, имея персональное четко фиксируемое членство и легальное представительство во «внешнем мире».

 

© Экклесия 2007 Все права защищены.

Напишите нам: ecclesia@list.ru