Несмотря
на отсутствие догм (в христианском понимании), митраизм располагал
относительно унифицированной системой религиозных представлений. Ярко
выраженная синкретическая тенденция в митраизме реализовывалась, в том
числе и через селективный отбор и адаптацию персонажей греко-римского
пантеона.
В апулийской Венусии была обнаружена греко-латинская билингва,
где некий Сагарий обращался к Митре-Гелиосу и Меркурию Непобедимому
во здравие своего господина. Посвящение Меркурию найдено в митреуме Ангеры
(Транспаданская Галлия). В одном из остийских митреумов "Священному
Гермесу" оставил посвятительную надпись М. Юлий Эвник. Корреляция двух
божеств не была случайной, а определялась их сходными качествами или
функциями. Меркурий (Гермес), как известно, не только бог торговли и удачи,
но и небесный посланник, посредник между высшими олимпийцами и людьми,
проводник людских душ в царство Аида. Обладая кадуцеем, Меркурий не
чужд волшебству. Кроме того, покровительствуя домашним животным, Меркурий
является пастушеским богом. Все эти качества присущи и Митре. Л. Кэмпбелл
находит аналогии Меркурию в маздеистском пантеоне, соотнося его либо с
Тиштрием (божество звезды Сириус), либо с Арьяманом. Археологические и
эпиграфические свидетельства указывают и на возможное отождествление
верующими двух божеств (Митры и Меркурия). В митреуме Мериды обнаружена
статуя обнаженного Меркурия с посвящением Митре. В митреуме Штокштадта
скульптура Меркурия, сопровождаемого ребенком Дионисом, снабжена надписью
"Богу Непобедимому Митре Меркурию". Возможно, здесь Меркурий предстает в
качестве Гермеса-Трисмегиста, соответствующего египетскому Тоту и
унаследовавшего от "традиционного" Гермеса функцию "психопомпа" (проводника
душ) и носителя магических знаний. Предварительное прочтение одной плохо
сохранившейся надписи из римского митреума позволило М. Фермазерену
предположить, что ее авторы пытались заручиться поддержкой Митры в
магической практике. Жесткий нравственный императив не позволял митраистам
быть причастными к магии, особенно вредоносной, но полностью исключить
подобных фактов мы не можем.
Астрология митраизма знакома с Меркурием как символом планеты,
которая патронирует одну из степеней посвящения (инициации): по
данным из остийского митреума "Felicisimus"- "ворон", а по данным из
римского митреума "Santa Prisca" - "перс". |