НА ГЛАВНУЮ ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБНОВЛЕНИЯ АВТОРЫ

Иванов П.В.


Меркурий (Гермес) в культовой идеологии митраизма


III Державинские чтения. Философия. Социология. Политология. История,теория и социология культуры. Право. Экономика. История: Материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов(1998).Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1998. C.73


Несмотря на отсутствие догм (в христианском понимании), митраизм располагал относительно унифицированной системой религиозных представлений. Ярко выраженная синкретическая тенденция в митраизме реализовывалась, в том числе и через селективный отбор и адаптацию персонажей греко-римского пантеона.

В апулийской Венусии была обнаружена греко-латинская билингва, где некий Сагарий обращался к Митре-Гелиосу и Меркурию Непобедимому во здравие своего господина. Посвящение Меркурию найдено в митреуме Ангеры (Транспаданская Галлия). В одном из остийских митреумов "Священному Гермесу" оставил посвятительную надпись М. Юлий Эвник. Корреляция двух божеств не была случайной, а определялась их сходными качествами или функциями. Меркурий (Гермес), как известно, не только бог торговли и удачи, но и небесный посланник, посредник между высшими олимпийцами и людьми, проводник людских душ в царство Аида. Обладая кадуцеем, Меркурий не чужд волшебству. Кроме того, покровительствуя домашним животным, Меркурий является пастушеским богом. Все эти качества присущи и Митре. Л. Кэмпбелл находит аналогии Меркурию в маздеистском пантеоне, соотнося его либо с Тиштрием (божество звезды Сириус), либо с Арьяманом. Археологические и эпиграфические свидетельства указывают и на возможное отождествление верующими двух божеств (Митры и Меркурия). В митреуме Мериды обнаружена

статуя обнаженного Меркурия с посвящением Митре. В митреуме Штокштадта скульптура Меркурия, сопровождаемого ребенком Дионисом, снабжена надписью "Богу Непобедимому Митре Меркурию". Возможно, здесь Меркурий предстает в качестве Гермеса-Трисмегиста, соответствующего египетскому Тоту и унаследовавшего от "традиционного" Гермеса функцию "психопомпа" (проводника душ) и носителя магических знаний. Предварительное прочтение одной плохо сохранившейся надписи из римского митреума позволило М. Фермазерену предположить, что ее авторы пытались заручиться поддержкой Митры в магической практике. Жесткий нравственный императив не позволял митраистам быть причастными к магии, особенно вредоносной, но полностью исключить подобных фактов мы не можем.

Астрология митраизма знакома с Меркурием как символом планеты, которая патронирует одну из степеней посвящения (инициации): по данным из остийского митреума "Felicisimus"- "ворон", а по данным из римского митреума "Santa Prisca" - "перс".

 

© Экклесия 2007 Все права защищены.

Напишите нам: ecclesia@list.ru