Наряду с
Митрой, Сераписом и Долихеном в Италии получили
распространение и другие солярные культы, в частности, сирийский Элагабал
(Гелиогабал). В эпиграфических и нарративных источниках Элагабал, как и
Митра, именуется "Солнце Непобедимое". Несмотря на солярный характер, а
также сходство теонимов, Митра никогда не отождествлялся с
Элагабалом. Хотя адептами Митры были и римские императоры (Коммод, Юлиан),
митраизм не выступал в роли государственного культа. Культ же Непобедимого
Солнца Элагабала сразу же насаждался в качестве
имперской идеологии (Herodian., V, 5). Не случайно на базе именно этого
культа император Аврелиан, нуждающийся в мощной идеологической опоре
формирующегося деспотизма, создает общеимперский
культ Sol Invictus (S H A. Aurel., XXV). В год официального провозглашения
солнечного культа (274) был воздвигнут храм на Кампус Агриппа, учреждены
игры и создана коллегия понтификов Sol Invictus, состоящая из членов
аристократических фамилий (S H A. Aurel., XXXI). Днем праздника солнечного
бога (как и Митры!) был назначен день зимнего солнцестояния - 25 декабря.
В ходе трансформации сирийского Элагабала устраняются те
элементы культа, которые не соответствовали римской ментальности (излишняя
экстатичность и натурализм обрядов), но сохраняется представление об
императоре как персонофицированном отражении солнечного божества. По
замыслу Аврелиана, Sol Invictus (Элагабал) должен был вобрать все
функции и атрибуты солярных богов ориентального происхождения (в том числе
и Митры) и одновременно быть выражением идеи "римского
национализма". Однако, расчет императора на эффективность учреждаемого
культа оказался не совсем верным. Коррекция культа
Элагабала привела не только к устранению элементов обрядовой практики "сомнительных",
с точки зрения римского менталитета, но и к утере эмоциональности,
доверительности, "мистичности" культа.
Аврелиановский Sol Invictus сделался неким подобием обычного
императорского культа, более направленного на демонстрацию политической
лояльности, чем отвечающего реальным духовным потребностям. Sol Iinvictus
Аврелиана был проявлением "искусственного"
синкретизма, не вырастающего из недр религиозной жизни. Поэтому Sol
Invictus Аврелиана не мог стать единой имперской
религией. |