Библиография

 
В разделе «Библиография» мы собираемся делать обзор новинок российского книжного рынка, посвященных различным вопросам истории раннего христианства.
 
 

Гарнак А. Миссионерская проповедь и распространение христианства в первые три века / Пер с нем., вступ. статья и комм. проф. А.А. Спасского. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2007. – 384 с. (Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»). Тираж 1000 экз.

 

Содержание:

 

• Внешние и внутренние условия миссионерской проповеди христианства в первые три века
• Религиозные основы миссионерской проповеди христианства в первые три века
• Борьба против демонов в древней Церкви и значение ее для миссии
• Христианство как Евангелие любви и благотворения
• Христианство как религия духа и силы, нравственной строгости и святости, авторитета и разума
• Христианство как благовестив о «новом народе» и «третьем роде» (историческое и политическое сознание христианства)
• Христианство как религия Книги и исполнившейся истории
• Миссионеры, действовавшие в первые три века христианства (апостолы, евангелисты, пророки, учителя; обыкновенные миссионеры)
• Методы миссионерской проповеди христианства в первые три века
• Общинный строй ранних христиан и значение его для миссии
• Препятствия, встречавшиеся на пути распространения христианства в первые три века его истории
• Суждения языческой философии о христианстве
• Распространение христианства среди различных классов общества в первые три века его истории
• Распространение христианства в придворных кружках в первые века
• Распространение христианства среди военного сословия
• Распространение христианства среди женщин
 

Рецензия на издание к.и.н. Пантелеева А.Д.

(источник: http://news.aquaviva.ru)
 

Перу знаменитого немецкого протестантского теолога и историка Адольфа Гарнака (1851–1930 гг.) принадлежат несколько книг, по сей день оказывающих влияние на церковноисторическую науку. Прежде всего, это «История догматов», «История древнехристианской литературы до Евсевия» и «Сущность христианства». Не меньшее значение имеет его «Миссионерская проповедь» (Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten), вышедшая в 1902 г. Позже было выпущено несколько новых изданий «Миссионерской проповеди», последнее – в 1924 г.

С 1905 г. в журнале «Вера и Разум» стали публиковаться отдельные главы из «Миссионерской проповеди» в переводе профессора Московской Духовной Академии Анатолия Алексеевича Спасского. «Издательство Олега Абышко» взяло на себя труд разыскать и обработать эти разрозненные публикации и издать их под одной обложкой. Не так давно, комментируя выход в свет «Божественных установлений» Лактанция, я не смог удержаться от ехидства по поводу многочисленных переизданий сочинений Лебедева, Спасского, Соколова, Бриллиантова и других историков Церкви, живших на рубеже XIX–XX вв. Однако после выхода «Миссионерской проповеди» Гарнака половину ехидства безусловно следует отозвать – работа проделана большая и, главное, очень нужная как для историков христианства, так и для всех, кто интересуется первыми шагами Церкви.

К сожалению, это не полный перевод всего исследования: книга Гарнака в оригинальном варианте составляла 560 страниц, а русский перевод насчитывает чуть больше 350. А.А. Спасский говорит о том, что он не стал переводить большой раздел, «трактующий о численности христианского населения к началу IV в.», так как он «по специальности своего содержания может интересовать только записных ученых». Но ряд разделов «Миссионерской проповеди» был опущен по другим соображениям. Спасский продолжает свое введение следующим образом: «Пришлось опустить две главы: несмотря на ясные свидетельства Евангелий, Гарнак утверждает, что Сам Иисус Христос ограничивал Свою проповедь лишь пределами иудейства… Перевод этих двух глав потребовал бы слишком много специальных критических замечаний, которые могут иметь интерес только для немногих». Многие достаточно радикальные выводы Гарнака казались неприемлемыми для православной печати начала прошлого века, и сам Спасский пишет: «Наиболее выдающиеся труды по истории христианства выходят из либерального лагеря, и главным образом, из школы А. Гарнака, которые, по понятным соображениям, не могут быть переведены на русский язык». Кроме того, и переводом это в полном смысле слова назвать нельзя: текст содержит много примечаний переводчика, а иногда Спасский дописывает вслед за Гарнаком целые страницы.
Несмотря на это, опубликованные разделы представляют несомненный интерес. Книга состоит из следующих глав:

• Внешние и внутренние условия миссионерской проповеди христианства в первые три века
• Религиозные основы миссионерской проповеди христианства в первые три века
• Борьба против демонов в древней Церкви и значение ее для миссии
• Христианство как Евангелие любви и благотворения
• Христианство как религия духа и силы, нравственной строгости и святости, авторитета и разума
• Христианство как благовестив о «новом народе» и «третьем роде» (историческое и политическое сознание христианства)
• Христианство как религия Книги и исполнившейся истории
• Миссионеры, действовавшие в первые три века христианства (апостолы, евангелисты, пророки, учителя; обыкновенные миссионеры)
• Методы миссионерской проповеди христианства в первые три века
• Общинный строй ранних христиан и значение его для миссии
• Препятствия, встречавшиеся на пути распространения христианства в первые три века его истории
• Суждения языческой философии о христианстве
• Распространение христианства среди различных классов общества в первые три века его истории
• Распространение христианства в придворных кружках в первые века
• Распространение христианства среди военного сословия
• Распространение христианства среди женщин

Гарнак – большой знаток христианства, и его исследование основывается на огромном количестве источников – и христианских, и языческих. Конечно, последующие исследования, отчасти отталкивающиеся, отчасти полемизирующие с книгой Гарнака, во многом уточнили наши взгляды на распространение христианства в первые века. О причинах победы новой религии можно рассуждать до бесконечности. Одни историки видят причину ее в слабости противников – римского государства и языческой религии, другие говорят об особых достоинствах христианства, его учения и последователей, но выделить один или даже несколько конкретных факторов и объявить, что именно благодаря им религия Христа одержала победу, невозможно. В числе таких факторов иногда называют смелость мучеников, демонстрировавших своим поведением, что христианство обладает такой ценностью, что за него можно отдать жизнь; отказ от признания христианством какой бы то ни было ценности других религий; отказ от признания социальных различий; систему христианской благотворительности – император Юлиан в IV в. напишет: «Стыдно ведь, когда всем видно, что никто из иудеев не побирается, и даже нечестивые галилеяне кормят в равной степени и своих, и наших, а наши от нас никакой помощи не имеют». Эта проблема привлекает не только историков, но и социологов (самый яркий пример – недавняя книга Родни Старка), а в последнее время и экономистов. Тем не менее, именно Гарнак привлек внимание к многим важным факторам, определившим успех нового учения.

При чтении «Миссии» необходимо иметь в виду то, что Гарнак не только ученый, но и протестантский теолог, поэтому, доверяя материалу, который он приводит, необходимо с некоторой осторожностью воспринимать его выводы, связанные с существованием христианства в эллинистически-римском мире и постепенном его «обмирщении» и «порче» в связи с этим. Кроме того, определенное значение в успехе христианства он приписывает рассказу о Христе и его жизни, что тоже не вполне соответствует истине. А.Д. Нок, выдающийся исследователь античной религии, пишет: «Иногда мы говорим, что уникальная привлекательность центральной фигуры христианства, как его изображают синоптические евангелия, была первостепенным фактором в успехе христианства. Я считаю, что эта идея – результат идеализма и гуманистичности девятнадцатого века. В раннехристианской литературе эти аспекты евангельской картины, которые в настоящее время больше всего заметны в проповеднических сочинениях, не подчеркивались, а особенно акцентировались сверхчеловеческие качества Иисуса, как предсказанные пророчеством и доказанные чудом, воскресением и учением, а не его привлекательная человечность. Он был больше спасителем, чем образцом… Центральная идея состояла в том, что божественное было привнесено в человеческое, чтобы завершить замысел спасения, а не в том, что совершенная человечность проявлялась как вдохновение; это было скорее Deus de deo, чем Ecce homo. Личная привлекательность Иисуса много сделала для сбора его первых учеников, хотя даже тогда впечатление от его силы было, возможно, более сильным, чем впечатление от любви».

Многие темы, лишь затронутые в «Миссионерской проповеди», будут развиты в других исследованиях Гарнака. Так например, вопрос об изучении распространения христианства в армии, и шире, о самой возможности воинской службы для верующего, станет предметом книги «Militia Christi» (1905). Вообще, тема успеха христианства неисчерпаема, об этом уже написаны сотни книг и будут написаны еще тысячи, но «Миссионерская проповедь» Гарнака занимает среди них видное место, и книгу эту необходимо знать.

К. и. н. А. Д. Пантелеев,
"Вода живая",
21.05.2007

 
 

 

© Экклесия 2004-2007 Все права защищены. Напишите нам: ecclesia@list.ru